ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ
(стихотворения в прозе)

                                                       

 

 

                                                                    I

 

                                                     ПОЭЗИЯ ЖИЗНИ

 

      Ранним утром воскресного дня я вышел на прогулку из дома. Была поздняя осень. И ветер слегка колебал на ветвях вдоль аллеи последние листья. Я уже возвращался домой и заметил на древе трёх наглых раскаркавшихся ворон. «Так вот какая она, поэзия жизни!» – сказал восхищённо я про себя. И как только я это сказал, я увидел трёх карликов, двигавшихся мне навстречу. «Да это же семья лилипутов!» – пронеслось у меня в голове, и от смущения я отвёл глаза в сторону... Когда они поравнялись со мной, сидевшая на суку ворона задорно каркнула и карлица от удивления вдруг каркнула ей в ответ во всё своё карликовое горло: – Кара! Кар-ра!.. Я оцепенел от ужаса и восхищения. «Так вот какая она, поэзия жизни!» – подумал я про себя, став на мгновенье счастливее и мудрее.

 

                                                                                                 23 октября 2005г.

 

 

                                                                      II

 

                                       ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

 

                                                                                  Поспешишь – людей насмешишь.

                                                                                                    Русская пословица

 

      Один наглый гей, живущий на средства от неофициального издательского бизнеса, заключил джентльменское соглашение с поэтом на издание книги стихов за счёт автора. Однако во время работы над макетом книги он всё время спешил, выговаривая поэту: – Я думал сегодня свезти материал в типографию, а вы всё откладываете мою работу на доработку и правите текст в час по чайной ложке. Так дело не делается! – Согласен! – сказал односложно поэт и расторгнул джентльменское соглашение, потребовав деньги обратно и пообещав заплатить за проделанную работу. Когда деньги были возвращены, поэт удивился, что пятидесяти долларов не хватает. – Я уже отсчитал деньги! – воровато проговорил голубой издатель. – За работу? – поинтересовался поэт, подумав, что самая дешёвая проститутка берёт за свои сомнительные услуги вдвое больше. – За нервотрёпку и головную боль! – отчеканил обиженный гей на прощанье и отошёл от поэта, как бес от ладана.

 

                                                                                                 15 ноября 2005г.

 

 

                                                                     III

    

                                           КОНТРОЛЁР ТОРГОВОГО ЗАЛА

 

      – Всё, устраиваюсь на работу в продовольственный магазин контролёром торгового зала! – сказал я однажды жене. – Прекрасно! – похвалила меня супруга. – Так вот, как ты собираешься заманить в свои сети поэзию? – Дорогая, поэзия неуловима, как мститель-воришка, которого мне предстоит отследить под видом невинного покупателя в магазине и информировать по рации охрану для его задержания. – Но ты же не справишься с этой работой! – сказала, желая меня разозлить, дорогая супруга. – Конечно, не справлюсь! – невозмутимо ответил я милой жене, – ведь эта работа достойна, увы, не поэта, а легавых и стукачей, которым за каждого пойманного воришку полагается солидная прибавка к зарплате.

 

                                                                                                 24 августа 2006г.

 

                                                                             

                                                                     IV

 

                                   ПЕНСИОНЕР СТАЛИНСКОЙ ЗАКВАСКИ

 

       – Как вы думаете, – обратился я к убелённому сединой пенсионеру на автобусной остановке, – существует ли негласный заговор посредственности против таланта? – Да! но я вас не знаю, чтобы отвечать на такие вопросы. Кто вы? Против таланта всегда существует заговор. Сейчас все воруют!.. – А раньше боялись? – спросил я уверенного в себе старичка. – Раньше за это сажали! – сказал нераскаявшийся сталинист и посмотрел на меня, как ребёнок, глазами небесного цвета.

 

                                                                                                 16 сентября 2006г.

 

 

                                                                     V

 

                  ОСЕНЬ. МОСКВА. СТАРЫЙ ДУБ НА ТВЕРСКОМ БУЛЬВАРЕ

 

      Тебя, мой Дуб, я помню с детства. Я приходил к тебе с отцом. Тогда мы жили по соседству. Я переехал в новый дом. Ты пережил Наполеона и помнишь Пушкина... Мой друг, твоих ветвей кудрява крона и – величава. Я – твой внук! Но время – годы. Я не молод. Старею я тебе под стать. О, возраст осени!.. Как жёлудь и ржавый лист, ко мне в тетрадь летят слова. Бульвар не тесен. Но я, как ты, здесь одинок. Никто не слышит моих песен. О них, быть может, знает Бог. Но Бог молчит!.. Моя свобода закольцевалась. Как и ты, я отгорожен от народа при жизни цепью немоты. Что делать нам, мой друг опальный? Затворник – я, а не рантье. Ты, как и я, молчишь, печальный, и терпишь пьяниц на скамье. Желта, в плаще осеннем Мода прошлась... У Моды не в чести мои стихи. Ей ближе оды Баркова, Господи, прости! Прости и ты, мой друг степенный, о двухсотлетний патриарх! Всё суета!.. И жизнь – бесценна. Душа – нетленна! Время – прах.

 

                                                                                                 1 – 19 октября 2006г.

 

 

                                                                     VI

 

                       ПАСПОРТ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                                                                    Участок – великая вещь!

                                                                                    Это место свиданья

                                                                                    Меня и государства.

                                                                                    Государство напоминает,

                                                                                    Что оно всё ещё существует!

                                                                                                      Велимир Хлебников

 

                                                                                    И, право, друг мой, быть бы проще

                                                                                    пойти в милицию служить.

                                                                                                      Борис Рыжий

 

      Однажды я потерял паспорт гражданина СССР и зашёл в паспортный стол выправить документ. Расторопный майор-паспортист поспешил предложить мне устроиться на работу к ним в отделенье милиции. – Нет! – сказал я решительно, – меня интересует только искусство. – А мы как раз и занимаемся здесь искусством – извлекаем высокую поэзию из прозы жизни! – проговорился майор и положил на стол передо мной новенький паспорт гражданина Российской Федерации. – В таком случае, – сказал я, заверяя документ своей подписью, – труд проститутки тоже можно считать искусством! Майор, слава Богу, не оценил по достоинству этот сарказм.

 

                                                                                                 20 октября 2006г.

 

 

                                                                     VII

 

                                 КОМНАТА ВИНОГРАДНЫХ ЛЮБОВНИКОВ

 

                                                                             Зелёные лица леса

                                                                             Как любовники спрятались в глубь оврага

                                                                             И плачут

                                                                             (Зелёные любовники)

 

                                                                             Рыжий табун лошадей заблудился в овраге

                                                                             Голубые их тени лежат на земле

                                                                             (Голубые любовники)

 

                                                                             Ветер и вереск

                                                                             (Розовые любовники)

                                                                                           Из книги «Метафизическая паутина»

 

       Виноградных любовников комната виноградными гроздьями сомкнута. За окном виноградных любовников виноградные гроздья-виновники, созерцатели счастья, молчальники обручили свечами венчальными наши головы, кольцами – руки. Ты – моя, а я – твой до разлуки. До разлуки, до муки, до гроба целовались и помнили чтобы виноградных любовников комнату, где мы тонем с тобою, как в омуте.

 

                                                                                                 21 октября 2006г.

 

                                                                                     

                                                                    VIII

 

                                                            СКАЛА ГРЁЗ

 

       На курорте к поэту явилась Муза и пригласила отужинать с ней в ресторане на Скале грёз. Счастью поэта не было конца. Грёзы, подогретые вином и навеянные видом морского пейзажа, вдохновили его, и он воспарил над людьми, позабыв о Земле – нуждах низкой жизни. Когда он вернулся весь в молниях и облаках, чтобы сфотографироваться на память с Музой, сидевший в одиночестве мафиози в солнцезащитных очках окликнул его: – Парень! если ты ещё раз сюда зайдёшь, то я тебя убью... Облака и молнии в голове поэта моментально рассеялись. «Полетали и баста!» – подумал поэт и вышел из ресторана под руку с Музой, не проронив ни слова.

 

                                                                                                 28 октября 2006г.

 

 

                                                                    

 

                                                      ЛЮДИ В ПЕЙЗАЖЕ

                                                       (восстановленный триптих)

 

                                                                                           Бенедикту Лившицу

                                                                                           и Михаилу Гаспарову

 

                                                                     1

 

       Грустные готические люди, мы быстро идём в пейзаже кубизма. По старым шёлковым яблоням печалятся в листьях оливковых запятых узкие совы, как жёлуди на дубах. Горьким мёдом минувшей любви опустел восьмигранник сот, и жёлтая пресса вчерашних газет превратилась в засохшие астры. Так тихо. Ах, милый поэт, здесь любовь дышит безвременьем, а там, в порталах облаков, – развеивается! Это правда: я уже говорил об этом. И от этого мы ещё больше тянемся готикой вверх, с грустью прощаясь с былым, словно гиацинтоносцы в декабре.

 

                                                                     2

 

      Уже захрустели изогнутые павлиньи хвосты, что раскрылись в ёлочных звёздах и вдруг потерялись в пространстве, расширив его. Спинами пролегли – в ряды! в ряды! в ряды! – полосы виноградников без винограда, словно злая насмешка. Повсюду в провинции свет голубой, дорогой для поэтов. От него всё плечо как в мелу и сверкают две пуговицы. В лайковой перчатке тонкие и лёгкие пальцы лягут лучами на веки тебе, как на клавиши. Ну, посмотри же: вот стога, голубые от холода, и тополя в лунном голубоватом свете тянутся – спинами! спинами! спинами! Но не знал я: как тяжек глазам свет голубой!

 

                                                                     3

 

      Глазам, заплёванным морем верблюдов, похожих на множество хижин, слившихся известковыми стенами в лебединую стаю, открылось правоверное единство о цвете моря, стен и глаз! Оттого и рыбак, заскользивший по льду, промелькнул слишком быстро, как будто Беллерофонт – наездник Пегаса. Он исчез – и не надо его. И овальными веерами – о гимназический орнамент! – проступили на мутно-серебряном небе вётлы, и вдоль нас просквозил коротышка-уродец – усердный лыжник, пики палок вонзающий в лёд, а вот и другой, тычущий нос любопытства в бесплодную прорубь. Полутораглазый стрелец, мой товарищ, сегодня по зимней реке будем разносчиками шёпота не эллинских, а варварских, гилейских камышей!

 

                                                                                           22 – 28 ноября 2006г.

 

 

                                                                     Х

 

                                                          ЕЩЁ НЕ ВЕЧЕР

 

                                                                  Тираж книжечки – сто нумерованных экземпляров.

                                                                                 Экземпляр № 27 прислан в редакцию. На последней странице

                                                                                 обложки – отзыв Юрия Арабова, дескать, знаменательно,

                                                             когда яркий представитель андеграунда обращается к

                                                                                 жанру элегии, это, мол, зеркало, в которое смотрится

                                                                                 современная литература. Элегии в книжке нет ни одной: жизнь

                                                                                 автора в кубанской станице отсылает к «жизни Званской»,

                                                                                 а что до стихов... Оставаться бы автору представителем

                                                                                 андеграунда – глядишь, никто бы и не понял, до чего он

                                                                                 нещегловит.

                                                                                         Журнальный зал. Знамя, 2006 № 8

 

                                                                  Собака лает, ветер носит, а караван идёт.

                                                                                                           Восточная пословица

 

                                                                  Чистые погоны – чистая совесть.

                                                                                                           Солдатская поговорка

 

      Я – рядовой, а не поручик, а вы, Арабов, – генерал. Мы на Кавказе. Низко тучи ползут в горах за перевал. Отстали мы от авангарда. Коней копыта крошат лёд. Вы полюбили во мне барда и согласились взять в поход. Мы с вами, Юра, рано вышли и не приметили врага. Держитесь, пламенный Радищев! Как пулемёт, метёт пурга. Я ранен в ногу, вы – в предплечье. Зияет пропасти оскал. Стихов российское наречье бурлит опасней, чем Дарьял. Дорога с каждым шагом круче. Мой конь убит, но ваш Пегас – надёжен... Яростный попутчик, я с вами еду на Парнас. Обоз под вечер мы нагнали. Из тьмы таращится мангал. Арабов, нам ли быть в печали? Ещё не вечер, генерал!

 

                                                                                                   6 декабря 2006г.

 

 

                                                                    ХI

               

                                                      НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

 

     По совету сердобольной Музы поэт, испытывающий материальные затруднения, решил сдать в аренду одну из комнат своего жилища и позвонил в агенство с просьбой подыскать ему жильца-россиянина. Когда агент с клиентом появились в дверях у поэта, поэт удивился неславянской внешности предполагаемого жильца. – Я – татарин! – обратился к поэту клиент, улыбаясь бесчувственным ртом в золотых коронках. «Незваный гость хуже татарина»! – подумал в священном ужасе поэт и вежливо распрощался с непрошеным гражданином.

 

                                                                                                   17 декабря 2006г.

 

 

                                                                     ХII

 

                                                                ФИАЛКА

 

                                                                                           Татьяне Медведевой

 

      Тёмно-синяя фиалка с жёлтым пестиком внутри, мне тебя немного жалко, словно ночью фонари. Ты прекрасна и печальна, в грёзах томная с утра. Рифма может быть банальна, как светильник или бра, а поэзия  – стыдлива, точно космоса цветок излучает свет пугливый. Солнце – лампа, в лампе – ток.

 

                                                                                                   24 – 29 марта 2007г.

 

 

                                                                    ХIII

                                                    

                                                 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ

 

                                                                           Это – круто налившийся свист,

                                                                           Это – щёлканье сдавленных льдинок,

                                                                           Это – ночь, леденящая лист,

                                                                           Это – двух соловьёв поединок.

                                                                                                        Борис Пастернак

 

      Солнце – настольная лампа, а планета Земля – письменный стол, за которым я пишу это стихотворение.

       Пастернак отдыхает!..

 

                                                                                                   27 апреля 2007г.

 

 

                                                                    ХIV

 

                              ВСТРЕЧА С ДЕТСТВОМ В САДУ «ЭРМИТАЖ»

 

                                                                               Нет-нет да по Каретному пройдёшь...

                                                                                                          Владимир Высоцкий

 

      Здравствуй, детство – мой сад «Эрмитаж»! От тебя остались одни воспоминания да фонари в округлых плафонах. Золотую монетку на счастье оставляю в фонтане-звезде – твоей пятерне. Теперь ты не нищий! Прощай!..

 

                                                                                                   30 апреля – 5 мая 2007г.

 

 

                                                                     ХV

 

                          ПУАНТЕЛЬ С БОМЖАМИ, ЛЁГКИМИ НА ПОМИНЕ

 

      Солнечным майским утром я сидел на застеклённом балконе за чашечкой кофе, любуясь пуантилизмом проклюнувшейся листвы на ветвях серебристых деревьев. Угол нашей «мансарды» в торце несносимой пятиэтажки выходил на проезжую часть, по которой, согласно Гераклиту, двигалось цветное драже автомобилей. На золотой от росы тротуар, как чешуйки мозаики, приклеились редкие пешеходы, спешащие на работу... Но радость весеннего утра сменилась внезапно печальным воспоминанием о местных бомжах, которым я вчера посочувствовал, но денег так и не дал, потому что такой же, как и они – асоциальный. «И даже у них существует иерархия», – подумал я про себя, заметив вдруг на тротуаре их материализовавшиеся фигуры... «Воистину легки на помине бомжи!» – ужаснулся я собственным мыслям под небом, сгусти-вшимся в ультрамарин.

 

                                                                                                   10 – 11 мая 2007г.

 

 

                                                                    ХVI

 

                                              ТОРЖЕСТВО ДЕМОКРАТИИ

 

      А что, если на Красной площади – на месте гранитного мавзолея диктатору Ленину – будет стоять гранатовый памятник мне – поэту Крестовиковскому? Я думаю, это было бы справедливым торжеством демократии. И если это – безумие, то у него есть своя логика. Не так ли?

 

                                                                                                   12 мая 2007г.

 

 

                                                                    ХVII

 

                                                     ИСКУШЕНИЕ ПОЭТА

 

                                                                        Если б я был султан, я б имел трёх жён

                                                                        И тройной красотой был бы окружён.

                                                                                         Из кинофильма «Кавказская пленница» 

 

      «А почему бы мне ни жениться и в третий раз, например, на Славниковой – модной ныне писательнице? Тогда бы у меня было три жены. Первая – Оля-католик, вторая – Таня-протестаня и третья жена – правоСлавникова», – подумалось в ужасе мне после ссоры со второй супругой.

 

                                                                                                    17 – 19 мая 2007г.

 

 

                                                                    ХVIII

 

                                    УКРАШЕНИЕ ДЛЯ СТРОПТИВОЙ МУЗЫ

 

      Бахчисарайского фонтана я не был зритель. Ну так что ж? Дороже мне моя Татьяна, солонка с хлебом, к хлебу – нож. Персидских жён в гареме хана не довелось мне видеть тож. Счастливей их моя Татьяна. Её в гареме не запрёшь. Чалмой плывущий дым кальяна имаму сладок и хорош. Но слаще мира мне Татьяна, чем в грёзах опиума дрожь. Могу прочесть я из Корана два-три стиха. Но ближе всё ж мне имя русское Татьяна. Его в Коране не найдёшь. Встают мечети из тумана. Шехерезаде снится рожь. Шехерезада не Татьяна. Что сказки? Вымысел и ложь! Я не встаю, как шах, с дивана, пишу стихи и к музам вхож. Нет лучшей Музы, чем Татьяна. А этот стих – для Музы брошь.

 

                                                                                                    14 – 16 июня 2007г.

 

 

                                                                     ХIХ

 

                                                   БАРЫШНЯ С СОБАЧКОЙ

 

                                                                Свобода – это вам не хрупкая графиня,

                                                                Жеманница из Сен-Жермен,

                                                                С чернёной бровкою и ротиком в кармине

                                                                И томной слабостью колен.

                                                                                                     Огюст Барбье

 

                                                                Не бросайте камень в переводчика. «Переводчики –

                                                                почтовые лошади просвещения».

                                                                                                     Из частного разговора

 

      На разветвлённых теплотрассах Интернета, где обитают литературные бомжи и пахнет мочой и помойкой, я встретил переводчицу – красивую и ловкую, как латышский язык. Она спешила и нервно дёргала за поводок – о, смычок играющей скрипки! – собачку по кличке Верлибр. В них – постаревших – я сразу признал, как ножницами вырезанный из бумаги профиль, талантливый перевод стихотворения Александрса Чакса «Барышня с собачкой». Так повстречалась мне на пути, как будто в переулке Старой Риги, узком, как щель почтового ящика, вдовствующая рижанка, а я бы сказал – парижанка Свобода – незамужняя дама бальзаковских лет. Но она испарилась, как дым, в виртуальном пространстве... И в памяти вспыхнули ярко, как тлеющие угольки былой любви, мои безвозвратные молодость и безумье.

 

                                                                                                 29 июля – 3 августа 2007г.

 

 

                                                                      ХХ

 

                                                         БРАТ ВО ХРИСТЕ

 

      На исходе буддийского лета в Москве я присел на скамейку поблизости с православной церквушкой. На заплёванном тротуаре осталось лежать моё сердце, как губка, вбирающая в себя поэзию жизни, губка, которую выжму я после во здравие жадной бумаги. Воздух уже источал флюиды приближающейся осени. Набожная старушка, наступившая на моё сердце, бахвалилась передо мной благими делами – помощью обездоленной матери-одиночке. – Да кто они вам, что вы так стараетесь? – спросил я её без обиняков. – Брат во Христе! – сказала она с пафосом и слезой. «А вот и ещё один брат!» – подумал я про себя, уступая место подковылявшему к нам бомжу с глазами, подбитыми в недрах ночи и цветущими, словно двойная радуга. Однако при виде такой красоты благополучную бабушку сдуло как ветром, когда изо рта бродяги пахнуло канализацией и перегаром. «Куда ж вы? Вот брат во Христе ваш!» – подумалось мне перед тем, как поднять с тротуара своё оскорблённое сердце и дать без вины виноватому Богу денег на опохмелку.

 

                                                                                                 26 – 28 августа 2007г.

 

 

                                                                    ХХI

 

                                 ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ, ИЛИ РОЗА В УНИТАЗЕ

 

                                                                И в наши сорок с небольшим

                                                                мы здесь ещё пошебуршим.        

                                                                                                                                      Марк Фрейдкин

 

                                                                Стихотворение в прозе – уникальный кентавр,

                                                                когда душа стиха рождается в прозаическом теле.

                                                                                                     Из частной рецензии

 

      Первосентябрьскую розу я подарил своей жене. Охоты нет кондовой прозой писать о розе даже мне. А между тем пишу я прозой, точней – вытягиваю стих в горизонталь. Метаморфоза верлибра в прозу, прозы – в стих. И вот цветок в античной вазе стоит печальный, как сентябрь. Стояла б роза в унитазе Дюшана, как писали встарь нонконформисты, было б круче, оригинальней, может быть. Хотел бы я на всякий случай нонконформистам угодить и, не раздумывая, вазу разбить... Я – новый Буало! Стояла роза в унитазе. Сентябрь. Первое число.

      Шли дети в школу. Дождик редкий бросал на звонкий тротуар посеребрённые монетки, и бомж монетки подбирал. Что делать осенью поэту? Втирать горчицу в лавролист да консервировать сонеты к зиме, когда наступит криз. Теперь кропают вирши, мнящий, и первокласник и старик. Пенсионерам – праздник вящий, а молодёжи – вещий бзик. И я пишу для графоманов стихотворенье в прозе, но мешаю опиум с туманом и развожу водой вино.

      Однако ямб четырёхстопный поистрепался, а верлибр мне надоел, как опыт пробный пера. Да здравствует сортир и унитаз, в котором розу я преподнёс в сентябрь жене! Я выбрал розу подороже. Жене приятно, мне – вдвойне.

 

                                                                                                 1 – 5 сентября 2007г.

 

 

                                                                   ХХII

 

                                                          ЦВЕТ ГРАНАТА

                                                                  (коллаж)

 

                                                                                         Святых целей три:

                                                                                                             возлюби перо,

                                                                                         возлюби письмо,

                                                                                                             книги возлюби.

                                                                                                           Саят-Нова

 

                                                                ДЕТСТВО

 

     И шелестели по ветру страницы древних рукописей... Под сводами старой бани мусульманка-тёрщица плеснула зелёную воду, и сквозь белый мыльный покров обнажилась прекрасная грудь юной царевны, перекрытая крупной морскою раковиной. О гранат, истекающий кровью на белом холсте! Сейчас нужен другой кинематограф. Поэтический! Километры человеческих кож татуированы сюжетами от Рафаэля до Верещагина с притчами из Экклезиаста. Валяющиеся чрева роялей похожи на арфы. И каждый человек – это фильм.

 

                                                                ЛЮБОВЬ

 

     О, юные руки Музы, плетущие кружева! И пел поэт о любви и красоте Лейлы. Ах, как прекрасен гранатовый натюрморт! Но кружева распустились, и нитка оборвалась. Павлин закрыл свои перья, и из объятий юноши вырвалась лама. К сожалению, я не Маугли, чтобы изучать язык джунглей. Мир ашугов, ангелов и архивов смешон перед патологией, жаргоном и просто татуировкой. На территории лагеря, где одна харкотня и моча, прорастают белые шампиньоны. И что страшнее – отлучить от Церкви или искусства?

 

                                                              МОНАСТЫРЬ

 

     На жёлтом гумне белые волы напрягали шеи, тащили ярмо и монахов в чёрном. Камень вращался. И в трапезной молча текло прозрачное масло. О безмолвный монашеский хор, поедающий жадно гранаты! Люди, мыслящие ассоциациями, быстро снашиваются. Зеки обожают кошек! Они их ласкают, резвятся с ними, кормят с рук. И чем крупнее преступление, тем они нежнее и сентиментальнее. Но для всех я тут – сумасшедший старик, что-то проповедующий и клеящий.

 

                                                                   КАМНИ

 

      Текли, отекали, стекали стены собора. На куполе белом видны до сих пор жёлтое ухо, серые губы и голубой глаз Спасителя. И каменщик вмонтировал в стену сосуд-резонатор. Но стоит у подножья горы человек, словно в детстве, и ест своё горькое сердце – гранат. Я во всём нахожу прекрасное. Но хочу есть и спать. Это первые признаки глубокой старости. Я живу как человек, познавший истину и солнце! Зритель не понимает моего кинофильма, а мне не хочется перед ним извиняться. И настало время уже зрителю извиняться перед художником. А что, если есть БОГ?

 

                                                                                                 Июнь – сентябрь 2007г.

 

 

                                                                    ХХIII

 

                                                      МИХАИЛ ШЕМЯКИН

                                                        (метафизический синтетизм)

 

                                                                                   Шапки долой! Перед нами Шемякин!

                                                                                                              Альфред Шнитке

 

                                                          ВИННЫЙ ПОГРЕБ

 

      О сырость и тлен винного погреба, где тянутся полки с бутылями серого цвета и свисают во мраке круглый в трещинах сыр и покрывшийся плесенью окорок! На бутылях едва проступают поблёкшие изжелта-охристые и голубоватые блики. И серый монохромный цвет пространства поглощает в себя кванты времени. Пора серьёзно браться за дело. Три великих художника особенно интересны и близки мне своей цельностью и завершённостью. Это Веласкес, Рембрандт и Вермеер. Я рисую без подготовки. Быстро и очень жёстко. И мой идеал руки художника – это рука глазного хирурга.

 

                                                             НАТЮРМОРТЫ

 

       Как разлагающиеся молекулы, в серой мгле серебрятся наполненный буквами череп, деформированные бутыль и керамическая посуда, скукоженные овощи, снулая рыба, чахлый лимон и сопревший сыр, хлеб засохший, кривая солонка и ржавый готический нож. Так длится и тянется время – гашёная известь – и тихая жизнь повседневных предметов. Святые не размышляют. Их озаряет. Импровизация – высшая степень посвящения. Я балансирую между разумом и безумьем. И если бы люди стали чаще думать о смерти, то истребилось бы зло.

 

                                                            ЧРЕВО ПАРИЖА

 

      Выносит мясную обмякшую тушу из мрака кладовой дюжий детина и тащит, согнувшись. Руки – варёные раки – красны у него от мороза и лилово лицо, как кочан перезревшей капусты. Белый фартук на нём испачкался тьмой и забрызгался кровью. О грузная туша и человек – смерти мерзкий оскал и радость раблезианства! Тяжелы их объятья, но зато грациозны шаги. Отец мой не верил в Бога. Он был коммунист, атеист. Но он ничего не боялся, потому что верил в судьбу. И что я могу рассказать о своей биографии? Только одно: она фантастична!

 

                                            КАРНАВАЛЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

       И ширится карнавала развёрнутая метафора – жутковатая галерея персонажей в башмаках и чулках, париках, треуголках, перчатках, камзолах и масках. Вот вставший на задние лапы диковинный пёс в треуголке, зелёном камзоле и с трубкой. Вот карлик в песочной манишке и белых перчатках верхом на свинье. А вот и галантный фаллический нос в голубом парике и бордовых чулках с бубенцами. Я люблю Петербург. Но, когда я выходил на свободу из сумасшедшего дома, профессор Случевский, улыбаясь, сказал мне: «Ну, Миша, до встречи!..» И с тех пор для меня СПб – специальная психиатрическая больница.

 

                                НЬЮ-ЙОРК, ИЛИ  ПАСТЕЛИ НА ЧЁРНОМ ФОНЕ

 

      И надвигаются из глубин жутковатого космоса метафизические пришельцы – композиции, головы, бюсты, фантомы и трансформации. О мерцающий ужас знамений и созвездий! Космос – череп, вскрытый консервным ножом! В амбразуре его серебрится воздушная паутина – автотрасса в развязках и зябнущих огоньках. Безыдейного искусства не существует. Хамство, наглость и безвкусица, подкреплённые немалыми деньгами, – явление довольно грозное. Но для меня моя родина – ледяная вода из-под крана в коммунальной квартире. Постараемся жить назло всем. И вся моя жизнь – ученичество.

 

                                              СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

 

      И обступили детей, заигравшихся в жмурки со временем, материализовавшиеся пороки: господин аскетичный во фраке со шприцем в руке, проститутка в обличии жабы, вор с мошною и рылом свиным, алкоголик пузатый на Бахуса бочке... Я люблю бродить по кладбищам и рассматривать надгробные памятники. Дети – жертвы пороков взрослых. Человеческая мысль по отношению к мысли иных миров – такая же тяжёлая материя, что и ваше тело по отношению к вашей мысли. Я стараюсь в безумный век проповедовать идею Человека. Но человек слаб. И глупость пополам с жадностью могут погубить мир.

 

                                                                                        29 сентября – 1 ноября 2007г.

                                                                       

 

                                                                   ХХIV

 

                                             ТРЕНАЖЁР ДЛЯ КАРАТИСТА

                                                             (сайт знакомств)

 

                                                                                      Жди меня, и я вернусь.

                                                                                      Только очень жди...

                                                                                                            Константин Симонов

 

                                                                                      И только небо тебя поманит

                                                                                      Синим взмахом её крыла...

                                                                                                            Андрей Макаревич

 

       Мы странно встретились и странно разошлись. Ты – в радости, я – в печали. В твоих глазах светился свадебный марш Мендельсона, а я нахрюкивал про себя марш «Прощание славянки»... Признайся себе, что я сделал тебя на час счастливой? У меня, как у Синей птицы, такая сущность: приносить людям счастье. Береги мой роман как зеницу ока, потому что я, поэт и писатель подполья, – неизвестный солдат! И может быть, ты ещё увидишь меня в фаворском сиянье и славе. Так закрылся райком, и я ушёл на невидимый фронт. И вскоре я с фронта прислал для тебя письмецо со сводкой последних событий. Но ты ничего понимать не хотела и всем объявила, что ты – макивара – тренажёр для китайского каратиста. «Макивара – так макивара!» – подумал я про себя и не стал тебя в этом разубеждать.

 

                                                                                                        21 – 23 декабря 2007г.

 

 

                                                                   ХХV

 

                                               СВОБОДНЫЙ ХУДОЖНИК

                                             (записки и выписки для литературоведов)

 

                                                                            Благодаренье Богу – ты свободен –

                                                                            В России, в Болдине, в карантине...

                                                                                                                  Давид Самойлов

 

       Я свободен! Литературная Москва заражена холерой концептуализма и постмодернизма. И я, словно Пушкин в Болдине, окружён карантинами, не пропускающими меня к невесте – Наталье Николаевне Гончаровой – общественному признанию и славе. Что делать и кто виноват? В самом деле: не звать же на подмогу Чернышевского с его разночинцами? Я элегантен, как рояль, и трезв, как соната Бетховена! Столичных писателей и поэтов любят деньги и премии, а меня задарма и голого как сокол – русские женщины, то есть Музы-печальницы. И ни одно стихо-творение не стоит улыбки женских уст, потому что женщина – это стихотворение Бога, а её улыбка – цветок на грубой мужской щеке. И если я окажусь не исключением счастливым из правила и меня вдруг убьют, потому что «талант ненавидят, а гения убивают», как говорил Паганини – прекрасный поганец, то в моём лице Россия будет хоронить – Свободу!

 

                                                                                                        16 – 21 февраля 2008г.

 

 

                                                                  ХХVI

 

                                       ВЕРЛИБРЫ НА ВОЗДУШНЫХ ШАРАХ

 

                                                                                                         Юрию Гагарину

 

        Поэт шёл по солнечной стороне улицы мимо бомжей, калек и котов, возлежащих на теплотрассе. В его глазах светилась печаль, потому что он шёл из редакции литературного журнала, где ему указали на дверь и вежливо дали пиночка под задницу для ускорения. Он торопился, подгоняемый ласковым ветерком, и грусти его не было конца, словно улице, по которой он двигался, как ошпаренный. И тут он увидел – о чудо! – продавца воздушных шаров, улыбающегося ему неземной и счастливой гагаринской улыбкой. «И видит Бог! – подумал поэт, – если возможны сонеты Сапгира на рубашках, парящих, как дым, то будут ещё невесомей верлибры мои на воздушных шарах!»

 

                                                                                                        7 – 12 апреля 2008г.

 

                                                                    

                                                                  ХХVII

 

                                                  НАВИГАЦИЯ СВОБОДЫ

 

        Верлибры – подтаявшие льдины, отколовшиеся от ледника традиционного стихо-сложения. И льдины плывут в океане Свободы, надвигаясь на цивилизацию. И рушатся города в гордыне!..

 

                                                                                                            17 апреля 2008г.

 

 

                                                                 ХХVIII

 

                 У ЖИЗНИ СО СМЕРТЬЮ ЕЩЁ НЕ ОКОНЧЕНЫ СЧЁТЫ СВОИ

                                                           (электронная почта)

 

                                                                                  Какие люди! и без охраны...

                                                                                                    Из частного письма

 

                                                                                  Жизнь, ты помнишь солдат,

                                                                                  Что погибли тебя защищая?

                                                                                                    Константин Ваншенкин

 

       Охрана? Какая охрана? Это Солженицыну нужна охрана, потому что он – заложник ГУЛАГа и мой предшественник. А я... Я – свободен! Борис Рыжий не выжил, а я – Копржива – выдюжил, жив и помню о мёртвых, то есть живых...

                                                             

                                                                                                        18 мая – 1 июня 2008г.

 

 

                                                                 ХХIХ

 

                   ТОРГОВКА КНИГАМИ СОМНИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ

                                                (единый государственный экзамен)

 

       Я остановился у входа в столичный Метрополитен и закурил перед тем, как сойти в его готический ад. И тут я заметил уличную торговку с лицом лежалой свинины за книжным лотком, усевшуюся на пластмассовом ящике из-под пивных бутылок. «Всюду жизнь и поэзия жизни!» – подумалось мне, и я с нескрываемым отвращением пролистал пухлый томик «Распятой России» Ильи Глазунова. Но репродукций с занимательных картинок худого художника в первом томе не оказалось, и я приоткрыл машинально второй в надежде потом позабавить своих непутёвых учеников, как вдруг продавщица со злобы – проворнее орангутанга – резко захлопнула книгу, ударив обложкой меня неприятно по пальцам. «Однако!» – подумалось мне, и я развёл от удивления руки в стороны. – Нечего тут всё листать и трогать! Всё равно вы это не купите! – сказала она и увесистым задом заёрзала, как заноза, от перевозбуждения на пластмассовом ящике. – Да чтобы вам пусто было! – шепнул я тихонько ей в самое ухо и кивнул на лежалый товар Глазунова, сглазив их перед тем, как спуститься в готический ад столикого Митрополита.

 

                                                                                                        9 – 10 июня 2008г.

 

 

                                                                ХХХ

 

                              КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ-ВЕЛИКОРОСС

                                                     (интерпретация)

 

                                                                   1

 

                                                         ОТЕЧЕСТВО

 

      Словно чудная летопись, вширь развернулась земля русских сказок, былин и преданий. Серебрится под утро лениво река, широка и угрюма, как песня. Льётся солнечный свет из-за пепельных туч на долину с холмами, поросшими лесом. И парит в вышине величавый орёл, распластав над осенним простором широкие крылья. С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. Но всё это рефлексы. И чистого цвета в природе не существует. Белому может неожиданно сопутствовать фиолетовый, а красный уравновешивается зелёным. Художник улавливает тончайшие цветовые оттенки – это чудо игры полутонов, – и зритель чувствует истекающие с холста живые флюиды земли.

 

                                                                    2

 

                                                      ЛЕСНАЯ ГОТИКА

 

       Уходящие в небо деревья-стволы подпирают еловый готический свод, как мощные флейты органа, поющие в храме. Сквозь узкие окна лесного собора сочится таинственно солнечный свет. И тянется к свету, словно в арке стрельчатой зелёного храма, одинокая ёлочка-флейта – душа. Здесь птицы не поют, деревья не растут, и только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут. Я только сейчас вижу, что всё это было лишь лабораторией для моей работы: абстракционизм – для чёткой конструкции и противодействия цвета и линии, а сюрреализм – для нахождения цветовой гаммы и световых оттенков. Я беру абсолютно другой курс. И всё, что я рисовал до этого, было совершеннейшей чушью.

 

                                                                       3

 

                                                      РОЖДЕНИЕ ДУНАЯ

 

       И лежат на высоком холме в кольчугах и шлемах убитые воины – муж и жена. Кровь из ран их стекает с обрыва и струится могучей рекой, серебрясь и петляя в долине. О, языческий сумрак заката и новая жизнь христианства! Тихо вокруг, ветер туман унёс, на сопках Маньчжурии воины спят и русских не слышат слёз. Совершенно очевидно, что Васнецов становится рабом натуры. И убитого воина, расположенного на переднем плане в картине «После боя», он написал с натурщика. Настоящий зритель – это такой же творец, как и сам художник. Искусство постоянно возвращается к своим истокам, пересоздавая всё сызнова. И во всём этом новом – возрождается жизнь.

 

                                                                        4

 

                                                          ДАР СВЯТОГОРА

 

       И возвышается головой в облаках, как святая гора, богатырь, одетый в серебряные доспехи. О, как мчится с вершины седая лавина – его борода, ниспадающая к ногам! Но сидит на коне у подножья горы русский витязь в пурпурном плаще и сияющем шлеме, принимая из рук Святогора оружие – спрятанный в ножны, как молния в тучу, сверкающий меч. А степная трава пахнет горечью, молодые хлеба зелены. Просыпаемся мы – и грохочет над полночью то ли гроза, то ли эхо прошедшей войны. В народной мифологии герои не умирают. И если прикоснуться к душе народной, там всегда отыщутся любые герои. Самовыражение для художника – не самоцель. И он должен работать для людей!

 

                                                                          5

 

                                                             БОЙ СО ЗМЕЕМ

 

       И сошлись на мосту богатырь на буланом коне и крылато-чешуйчатый змей в поединке. Ранним утром вставал над рекой серебристо-свинцовый туман. Ещё немного, ещё чуть-чуть, последний бой – он трудный самый!.. В минуты, когда меняется мировоззрение, спрячьте всё то, от чего вы отходите. Спрячьте и не смотрите! Много мыслить и мало работать – к этому можно быстро привыкнуть и стать ненужным теоретиком. И поздно будет спрашивать после, куда девались способности... Силу духа и внутреннюю силу жизни – вот что должен выражать настоящий художник! И логическим завершением модернизма является «Чёрный квадрат».

 

                                                                           6

 

                                                                 НАШЕСТВИЕ

 

      Мимо серого остова полуразрушенной церкви, где грозные лики святых поют молчаливые гимны возмездья, сквозь пепел и дым облаков идёт, выгибаясь змеёй и чеканя размеренно шаг, колонна немецких солдат – разрушителей. Лицемерьем лоснятся их серые лица, и на касках и френчах лежит металлический блеск. Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!.. Изолированность и нежелание вертеться в кутерьме художественных страстей богемы – мой творческий своеобразный иммунитет. И художник не просто накапливает чужие знания, а творчески их интерпретирует. И эта интерпретация является уже не изучением чужого стиля, а попутным созданием своего!

 

                                                                            7

 

                                                       ПАРАД СОРОК ПЕРВОГО

 

       Как ритмичные строфы стихов, уходят с парада на фронт сорок первого года солдаты. Пусть под их сапогами хрустит, словно яблоко, снег, оттеняя седые шинели и серые стены Кремля. И Пожарскому с Мининым памятник смотрит поверх проходящих колонн!.. Но пусть и смерть в огне, в дыму бойца не устрашит, и что положено кому – пусть каждый совершит. И вот мы здесь, в деревне, на своём насесте что-то создаём, к чему-то стремимся. А нужно ли это кому-нибудь? Я считаю, что наши старинные марши в исполнении духовых оркестров – это ещё один срез пласта отечественной культуры. И картины батального жанра продолжают мою былинно-богатырскую симфонию. 

 

                                                                             8

 

                                                              МАРШАЛ ЖУКОВ

 

       Маршал Жуков, овеянный легендарной славой, попирает штандарты и знамёна – символы былого величья «Третьего рейха». Крыльям подобна шинель на его плечах, взметнувшая полководца к славе. Сквозь пламя возмездья и дым облаков за спиной у него проступает разрушенный остов серого Сталинграда и движется из поднебесья колонна русского воинства. День победы, как он был от нас далёк, как в костре потухшем таял уголёк... Жаль, что сегодня у нашего народа нет собранных портретов героев новой Отечественной войны. И нужно создать подобную галерею образов, чтобы зритель у этих портретов известных людей испытывал духовный подъём.

 

                                                                              9

 

                                                             ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ

 

       И к небу руки в молитве воздела печальная Ярославна. Серебрится река – голубой сарафан на княжне, полный слёз и жемчужин. Белоснежный платок на её голове превратился, взмахнув лебединым крылом, в лебединую стаю, летящую над Днепром. И бревенчатый сруб накренился, скрипя на ветру. На траву легла роса густая, полегли туманы, широки. В эту ночь решили самураи перейти границу у реки. Я всегда сопереживал печали, разлившейся по Руси после страшного поражения князя Игоря, нанесённого ему половецким ханом. И мой принцип театральной декорации посвящён поэтическому сказанию «Слова о полку Игореве».

 

                                                                            10

 

                                                             СЕВЕРНЫЙ ОРЁЛ

 

        И идёт человек в синь за сказкой по зимнему лесу. Только иней сверкает в его волосах. На плече у него серебрится топор. Но широк, как руно, воротник полушубка, а лицо от мороза – красно. О, как перемешалось серебро с голубизною, а голубизна с серебром! И скрипят потихоньку в берёзах и елях шаги. Я уходил тогда в поход в суровые края. Платком взмахнула у ворот моя любимая. Я думаю, что при оценке некоторых человеческих качеств можно делить земной шар на параллели: и чем севернее народ, тем он мужественнее. И если изменить природу – человек родится другим.

 

                                                                            11

 

                                                                 ГУСИ-ЛЕБЕДИ

 

    И расступился в берёзах и елях дремучий, угрюмый, готический лес, где над утренним зеркалом вод распластались в полёте белые крылья встревоженных лебедей. Не так ли, мечтая о верной любви, юная дева глядит с восхищением вслед улетающей паре? Они до сей поры с времён тех дальних летят и подают нам голоса, не потому ль так часто и печально мы замолкаем, гладя в небеса. Есть люди, которые не разбрасываются на мелочи и всего себя отдают одному делу. Я всегда с любопытством рассматривал цветы колокольчиков на опушках леса, пылающие шлемы мухоморов, ягоды и валежник. И, может быть, гениальность – это всего лишь постоянство внимания.

 

                                                                             12

 

                                                                    ОЖИДАНИЕ

 

     За окном, поросшим ледяными узорами, проступает в стекольной проталине девушка с русой косой. Ровное пламя свечи высветляет во мраке её молодое лицо, полное страсти стыдливой и грусти. И сорочкой, как тающим снегом, прикрытая девичья грудь говорит о весне. Жди меня, и я вернусь, всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть скажет: – Повезло. Я часто влюблялся в свою работу ещё до её написания. Но после завершения картины меня начинало преследовать обострённое чувство неудовлетворённости. Числовые законы гармонии одинаковы для живописи, музыки и архитектуры. И залог духовного здоровья нации – тяга людей к прекрасному.

 

                                                                             13

 

                                                           ЧЕЛОВЕК С ФИЛИНОМ

 

     И вышел из зимнего леса, поднявшись во весь рост, старец с филином. О, как пульсирует иссиня-серебристый свет на его волосах и шубе! Красноватое пламя свечи озаряет его лицо. Но сгорает в ногах у пришельца свиток с именем Великоросс! Ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега, до тебя мне дойти нелегко, а до смерти – четыре шага. Настоящий художник испытывает наслаждение от соразмерности правильных пропорций и неудовлетворение при диспропорциях. И все эти понятия построены по закону чисел... Я долго не задержусь, после обсуждения – сразу домой... И я теперь знаю, как надо писать!

 

                                                                                    20 июня 2008г. – 12 августа 2013г.

 

 

                                                                 ХХХI

 

                                           ПРОЩАНИЕ С МОЛОДОСТЬЮ

 

                                                                                                   Ольге Бараш

 

                                                                             Нас водила молодость

                                                                             В сабельный поход,

                                                                             Нас бросала молодость

                                                                             На кронштадтский лёд.

                                                                                         Эдуард Багрицкий

 

       Я – Синяя птица! Служил в ВДВ. Бывал за границей. Родился в Москве. По осени горек отечества дым. Теперь мне за сорок. Я был молодым. И юные Музы любили меня, и шёл я, безусый, в сиянии дня. Но осень настала. Приспела пора с тобой у причала проститься, сестра. Ты – жизнь моя... Крылья и нимб примечай! Меня ты вскормила в неволе. Прощай! Цвет неба – индиго – горит на крыле. И цепи-вериги лежат на земле.

 

                                                                                                        2 – 25 августа 2008г.

 

                                                                  

                                                                   ХХХII

 

                                            БЕСТАЛАННЫЙ АБИТУРИЕНТ

 

                                                                               Как уст румяных без улыбки, 

                                                                               Без грамматической ошибки

                                                                               Я русской речи не люблю.

                                                                                                 Александр Пушкин

 

       Один молодой человек был так уверен в материальных возможностях своих родителей, что решил нанять себе гениального репетитора по русскому языку для сдачи вступительных экзаменов в университет. Однако во время занятий он был немало разочарован в преподавателе, потому что учитель не держал в голове никаких правил и пользовался для этого справочными пособиями. И всё бы сошло репетитору с рук, если бы не орфографическая ошибка, допущенная им по наитию в прилага-тельном «бесталанный». К тому же аргументация педагога, сославшегося на авторитет Альберта Эйнштейна, не бравшего к себе на работу секретарей, помнящих наизусть математические формулы, не показалась ученику убедительной. – Но есть же на свете преподаватели, знающие все эти чёртовы правила? – спросил настоятельно неотёсанный ученичок. – Может, и есть! Например, компьютер! – сказал, улыбаясь, преподаватель и пожелал бесталанному абитуриенту удачи.

 

                                                                                            5 – 7 октября 2008г.

 

 

                                                                  ХХХIII

 

                                ОСЕННИЙ БЛЮЗ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

 

      Всякий раз, когда я шёл на работу через площадь Киевского вокзала, вслед толпе – разношёрстной проворной кошке – пожилая торговка с грузинским акцентом из флакона обильно пускала мыльные пузыри... «О, эти разноцветные мыльные пузыри, парящие и неделимые, словно атомы! – подумалось мне. – Вы так же пусты и банальны, как эта толпа, прибывающая с вокзала и ковыляющая на костылях под музыку блюза, несущуюся из репродуктора. И этот осенний блюз с мыльными пузырями вас не спасёт от бездны!»

 

                                                                                            1 – 23 ноября 2008г. 

 

 

                                                                  ХХХIV 

 

                                             ПЕРХОТЬ И КОГТИ ДЬЯВОЛА

 

       «Мадам, да у вас в голове – перхоть! Но мне нравятся грязные женщины, потому что только в грязи настоящий поэт и художник прозревает «Весну» Боттичелли!» – так сдуру я, чуть было, не обратился к ослепительной незнакомке с черничными коготками в вагоне электропоезда, мчащегося по готическому туннелю московской подземки. И правильно сделал! Иначе пощёчина общественному вкусу надолго бы охладила мой доисторический, первобытный темперамент и я бы тогда не сказал этой девушке вслух: – Почему вы окрасили ногти свои исключительно в чёрный цвет? Неужели теперь чёрный лак так прекрасен и моден? – Ну что вы? Это очень красиво! – сказала она, улыбаясь и демонстрируя мне черничные ноготки на своих восхи-тительных пальчиках. – Но эти чёрные чувствительные коготки на ваших прекрасных руках ассоциируются для настоящего мужчины с настоящими когтями Дьявола! – сказал я как можно нежнее и вкрадчивее. Счастливая, девушка не нашлась что-нибудь на это мне возразить. А я, опечаленный, не нашёлся что-либо к сказанному добавить.

 

                                                                                           28 ноября – 13 декабря 2008г.

 

 

                                                                  ХХХV 

 

                                                               КРИТИКУ

 

                                                                         Ай да Пушкин, ай да сукин сын!

                                                                                  Из письма 1825 года Александра

                                                                                                             Пушкина к Петру Вяземскому

 

      Я не наследовал Совку, не присягал Его Величью и не подкладывал строку, как динамит, в журнал публичный. Я рос со всеми наравне и оставался человеком. Я не был никогда в Чечне и не крестил детей с узбеком. Я Цицерона не читал (не диссидент я из психушки). Я сладко ел и крепко спал. Я – сукин сын! Да-да, я – Пушкин!

 

                                                                                            25 декабря 2008г. – 1 января 2009г.

 

 

                                                                 ХХХVI

 

                                                             НЕВСТРЕЧА

 

       Кареглазы, воздушны стихи у Самойлова. Дышит молодость в них, а не старость, по-моему. Я по Пярну – влюблённый – гулял с синеблузою Музою: был проездом из Риги, зайти не решился с обузою. А теперь сожалею! И нет для меня оправдания – выбыл мой адресат... И письма не вручить с опозданием!

 

                                                                                                22 – 23 февраля 2009г.

 

 

                                                                 ХХХVII 

 

                                                      ДАМОЧКА ТАБАКА

                                                           (кулинарный рецепт)

 

                                                                             Меня топтали в землю,

                                                                                                       я – живой!

                                                                                                      Я был и кашевар, и Кошевой...

                                                                                                Неизвестный автор

 

                                                                            Лаванда!.. Горная лаванда...

                                                                                                Мещанский шлягер Советской эпохи

 

      – Скажите, – обратился я к наэлектроризованной дамочке, надушенной от души лавандой, подсев к ней в маршрутном такси на свободное место, – от меня пахнет чесноком и табачным дымом? – Не то слово! – сказала она. – Да от вас просто разит табачищем, как из пороховой бочки! – Вот и прекрасно! – осклабился я от удовольствия. – Потому что чеснок и табачный запах – это экстракт настоящего мужчины и кабальеро, а не галантно-галантерейная парфюмерия геев и лесбиянок!

 

                                                                                               23 – 26 апреля 2009г.

 

 

                                                                ХХХVIII

 

                             ПАМЯТНИК ПУШКИНУ НА ТВЕРСКОЙ УЛИЦЕ*

                                                           (визуальная поэзия)

 

                                                                    («!»)

 

                                                                       0

 

                                                                РОССИЯ

 

                                                                                               7 – 16 мая 2009г.

 

______________________________________

        * 1. Заглавие – Тверская улица

               2. Подзаголовок тротуар

           3. ( ) – скобкообразные скамейки по бокам памятника

           4. « » – цепи, которыми обнесён памятник

           5. ! – памятник

           6. 0 – фонтан

           7. РОССИЯ – кинотеатр

 

 

                                                                  ХХХIХ

 

                                           ДОСТАВКА И СБОРКА МЕБЕЛИ

 

        Грузчики – два кавказца – корячились, поднимая по лестнице пятиэтажного дома новенький диван для поэта и его Музы. Напряженье кавказцев было так велико, что с них градом катился пот и капал на днище дивана, когда они приступили к его сборке. Муза с ужасом следила за происходящим, а поэт был спокоен и невозмутим, как утёс: – А вот, дорогая, и новый диван с душком кавказского пота! – Ну что ты, что ты, любимый? Я счастлива! Ведь такого безгрешного ложа мне не сыскать и во всей Вселенной!

 

                                                                                               14 – 15 мая 2009г.

 

 

                                                                     ХL

 

                            ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ

 

        Я люблю Россию, потому что ни в какой другой стране мира невозможно быть нищим гением!*

 

                                                                                               2 июня 2009г.

 

______________________________________

        * А как же Ван Гог?

                А кто вам сказал, что Ван Гог гений? Гений

               универсален, многогранен и гармоничен! А Ван

               Гог нет!

 

 

                                                                    ХLI

 

                                  РЕМОНТ ВАННОЙ КОМНАТЫ ПОД КЛЮЧ

                                                    (юмористический комментарий)

 

                                                                            Я – мастер по ремонту крокодилов.

                                                                                                     Александр Ерёменко

 

        И длился ремонт ванной комнаты в доме поэта целых две недели вместо одной, обещанной. По мере продвижения ремонтных работ первоначальная стоимость за оказываемые услуги всё время повышалась и накручивалась. Наконец, когда пыль рассеялась и осела, на полу осталась лежать под ванную новенькая труба, закупленная заранее на строительном рынке нанятым мастером. – А вот и остаток от проделанной работы! – сказал, улыбаясь, поэт томящемуся в ожидании гонорара работничку. И мастер по ремонту крокодилов ушёл от поэта с водопроводной трубою под мышкой по расценкам доступным – быстро и качественно.

 

                                                                                               18 – 21 июня 2009г.

 

 

                                                                    ХLII

 

                                               ГДЕ-НИБУДЬ В КАРАНТИНЕ

 

                                                                            Забвенья вечного хлебнуть – 

                                                                            Уж это мы успеем.

                                                                                           Марина Бородицкая

 

        Долго ль небо мне коптить: есть черешни, пить туманы? Невозможно не грешить! Согрешивши, в бездну кануть!.. Иль замаливать грехи – в стол писать стихотворенье – и лечиться от тоски сном, похожим на забвенье. Нам о смерти не гадать! Петь и плакать – вот отрада! И ромашки собирать для Господня вертограда! В знанье – многая печаль, одиночество и страхи. А поэзия – скрижаль: надо жить и петь, как птахи!

 

                                                                                               30 июня – 2 июля 2009г.

 

 

                                                                   ХLIII

 

                                                  СВОБОДА С КРЕСТОМ

 

        Поэта, то есть паука-крестовика отпустили на все четыре стороны... И счастливый поэт, то есть паук-крестовик раскинул гениальный план новой страны – паутинистый текст!

 

                                                                                               25 августа 2009г.

 

 

                                                                   ХLIV

                                                                                                         
                                                        ПОЧТА ОТ ОСЕНИ      

                                                                                          

       От Осени почта стучится в окно: то было недавно, то было давно. Я молод был, глуп и наивен, как лох. Осенний романтик, я выжил – не сдох. Теперь мне за сорок, мой почерк коряв, одет как с иголочки, профилем – Гафт. Но будет расплата! Ведь счастье – обман. Что слава и деньги? Всё дым и дурман!.. Под своды Эреба романтик сойдёт... И Осень мне в горло обол запихнёт!

 

                                                                                              28 – 29 сентября 2009г.

 

 

                                                                   ХLV

 

                        ПРЕКРАСНЫЙ ПОДОНОК ДЛЯ БЛЕДНЫХ ПОГАНОК

 

                                                                               Ну что, старая бледная поганка, доволен?

                                                                               Сейчас раздавлю! Впрочем, ты и так уже

                                                                               одной ногой стоишь в могиле!..

                                                                                                             Из Интернет-переписки

 

       Литературный портал в Интернете – это священная берёзовая роща, в которой растут бледные поганки и подберёзовики. А я... Я – ПРЕКРАСНЫЙ ПОДОНОК ДЛЯ БЛЕДНЫХ ПОГАНОК!

 

                                                                                                      25 – 31 октября 2009г.

 

 

                                                                  ХLVI

 

                                                       БЕНЗИН И СЛАВА

                                                                  

                                                                            – «...Откуда дровишки?» – «Из лесу, вестимо...»

                                                                                                             Николай Некрасов

 

       Как-то поэт, выступая перед собравшимся богемным кодлом – любителями белозубых стишков, – получил в награду от старого пердуна и завистника полный букет восхищенья и ненависти: – Вы, наверное, социологизировались, или вас, как и прежде, содержит какая-нибудь новая женщина? Это сколько же надо бензина, чтобы так летать!.. «Ну что вы, что вы? Я ещё только учусь!» – подумал про себя поэт, и тоненький адмиралтейский лучик славы полоснул его по лицу...

 

                                                                                                      2 – 7 ноября 2009г.

 

                                                           

                                                                 ХLVII

 

                                              ПОЦЕЛУЙ ПО-СОВЕТСКИ

 

       Однажды пролетарий, помятый жизнью, попросил у меня прикурить. – Охотно! – сказал я и дал ему зажигалку. Однако он сильно продрог и не смог прикурить на ветру. Тогда пролетарий вернул зажигалку и, обнаглев, прикурил от моей сигареты. – В таком случае, – сказал я сакраментально, – будем считать, что мы поцеловались, как Брежнев с Хонеккером! – Да ладно! – выдавил он из себя, поперхнувшись от неожиданности. – Впрочем, всё может быть! – добавил он вдруг обречённо, и ностальгическая улыбка по советскому прошлому, как вечный огонь, озарила его лицо.

 

                                                                                                      12 – 13 ноября 2009г.

 

 

                                                                ХLVIII

 

                                 ВЗЯЛ ОДИН ПЕРЕВАЛ, ОДОЛЕЮ ВТОРОЙ

 

       Пора от Пушкина уйти, пора нам с Пушкиным расстаться, и крест свой далее нести, и ничему не удивляться. Ещё есть Лермонтов и Фет, ещё есть Тютчев и Некрасов... Мне сорок пять неполных лет. Что ждёт меня? А!.. Смерть в лампасах...

 

                                                                                                      7 – 12 декабря 2009г.

 

 

                                                                 ХLIХ

 

                                                       ГОЛОВА ПОЭТА

 

                                                                         Горька судьба поэтов всех племён; 

                                                                         Тяжеле всех судьба казнит Россию. 

                                                                                                Вильгельм Кюхельбекер

 

       Я жизнь потратил на стишки и ничего не видел, кроме затрещин, оплеух.... Плевки мне также дороги... Я в коме! Теперь все счастливы!.. А я.... Я тоже счастлив – всем доволен. Спасибо вам, мои друзья, а вам, мои враги, – тем более! Теперь меня кладите в гроб без слёз, без почестей, вне правил. Крестить не надо мёртвый лоб. Я в мир пришёл и крест оставил. Я был безграмотен! А вы... Вы были грамотны, как Ленин. И не сносить вам головы в лице грядущих поколений!

 

                                                                                                      28 – 29 декабря 2009г.

 

 

                                                                      L

 

                                  НОЧЬ. МОСКВА. ГОЛОВИНСКИЙ РАЙОН

 

      Голова – часовой механизм: шестерёнки, пружинки, педали. Наша жизнь – катаклизм, а лицо – циферблат. Стрелки к полночи встали, как бабка с клюкой у подъезда, поджидая жильца. Выхожу... Небо – в звёздах, а урну – засрали! Время съезда к вертепу волхвов и гостей. Рождество! Вот и всё, что хотелось сказать. Остальное – детали.

 

                                                                                                     25 декабря 2009г. – 7 января 2010г. 

 

 

 

 

                                                                     LI

 

                                             ПРИЗНАНИЕ ПРЕКРАСНОГО

 

      Пью за здоровье Колтовской и за Державина в старости! Жизнь хорошеет чертовски и молодеет от ярости. Время. Пространство. События. Длятся в Лицее экзамены... И с выебоном рачительный Пушкин собравшимся зрителям вирши скандирует пламенно: – Жизнь хорошеет чертовски и молодеет от ярости. Пью за здоровье Колтовской и за Державина в старости!

                                                                                                           Август 2010г.

 

 

                                                                   LII

 

                                МОЛИТВА НЕ ЖЕЛАЮЩЕГО РОЖДАТЬСЯ

 

                                         А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг...

                                                                                               Михаил Лермонтов

 

     Не надо мне жизни и смерти, не надо мне счастья и зла. Морочьте своей круго-вертью Пегаса, а лучше – осла.

 

                                                                                                   25 сентября 2010г.

 

 

                                                                     LIII

 

                                             ЭТЮД В ПАСХАЛЬНЫХ ТОНАХ

 

     Наше рыжее-бесстыжее солнышко – паук-крестовик – на тоненьких эротических ножках вбежало в большую литературу и произвело переполох...

 

                                                                                               24 апреля 2011г.

 

 

                                                                   LIV 

 

                                                           ЗАВЕЩАНИЕ

 

     Я умер от счастья и горя на зависть злосчастной судьбе... И домик с окошком на море – моё завещанье тебе.

 

                                                                                                 7 марта 2011г.

 

 

                                                                    LV

 

                                               ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОПАД

 

     Я вынужден жить в этом мире жестоком, хотя я по крови не волк. Я буду петь радость вакхическим слогом и разум, пока не умолк. Прекрасно хмелеть листопадом последним у жизни на страшном пиру и ведать на свете все сплетни и бредни и знать, что я скоро умру. А был ли я счастлив? Ведь олово слова – расплавленный в горле металл. Я знаю, что жизнь повторяется снова! А книги? Я книг не писал.

 

                                                                                                    8 – 9 июня 2011г.

 

 

                                                                  LVI

 

                               ОСЕННЯЯ ВЕТКА С ДУБОВЫМИ ЛИСТЬЯМИ

                                                         (прозаический моностих)

                                                                     

     Я одинок, как эта ветка, грозою сломанная в ночь.

 

                                                                                                    Сентябрь 2007г. – 27 мая 2011г.