ИСКУШЕНИЕ УТОНЧЁННОСТЬЮ
(встреча двух созерцаний)

«Многое можно простить вещи тем паче там, где эта вещь кончается. В конечном счёте, чувство любопытства к этим пустым местам, к их беспредметным ландшафтам и есть искусство».

Иосиф Бродский
 
Рецензия как способ самопознания сложный жанр. Особенно, если вам посвятили книжку такой образцовой для обрастания душой скелетной формы, как «Готический бокал». Сразу встречаются два созерцания и отражаются друг в друге, не спрашивая, что первично:

                                                                 Флоксы

                                                                 Молчание
                                                                 Слов

                                                                 Облака

Эта форма всегда напоминала мне читаемые сверху вниз каллиграфические иероглифы старинных стихов, развешиваемых на японской чайной церемонии, чтобы подчеркнуть бренность и красоту мира. Благоговейная концентрация и отдых от назойливой повседневности реклам, искорёженных английских слов японскими буквами или, в нашем случае, русскими, от перегруженности шебуршащими листьями и отсутствия воздуха для собственных мыслей. Как вызывающе прекрасно сказано:

                                                                 Небо

                                                                 Чашка
                                                                 Фарфоровой
                                                                 Ночи

                                                                 Трещины
                                                                 Молний

                                                                 Вода

Гипербола, распавшаяся на прямые, но угадываемая. Иначе связывание, на-пример, глаголами, заслонило бы рисунок-шедевр. Автор взял на себя труд увидеть главное и обрисовать это контурами, но тут-то и выявляется, что созерцание именно труд, смысл которого гармонизация видимого на поверхности, выявление его решительной связи с контекстом мыслей и образов созерцателя. То неотъемлемую музыкальность леса, то муравьиную подвижность алфавита. Но контур этот тонок, и простая попытка повторить то же самое на другом языке обнажает, что ритм хрупок и сбивчив, и поэзия утекает сквозь сдвинувшиеся количества слогов и ударения.

                                                                 Синий
                                                                 Вечер

                                                                 Шкатулка

                                                                 Зелёный
                                                                 Хрусталь

                                                                 Лунный
                                                                 Маятник

                                                                 Яблоки
                                                                 Бронзовых
                                                                 Туч

Как раскачивается маятник, как тянет продолжить романсом на языке более привычного мне многословия.
 
                                  Синий вечер. Шкатулка. Зелёный хрусталь.
                                          Лунный маятник. Яблоки бронзовых туч.
                                          Чуть название музыки я разыскал,
                                          Как шкатулка замолкла. Скрипичный лишь ключ

                                          На листке, притворяясь, не хочет ожить.
                                          И вступительный сине-зелёный аккорд
                                          Без мелодии гаснет. И лунно дрожит
                                          Бесполезное дерево редкостный сорт

                                          В том глубоком дворе, где чужая жена
                                          А тогда было важно дала мне её
                                          Вместе с музыкой долгой. Вот так же она
                                          Нежно имя сейчас вспоминает моё.


Я невольно подбираю мелодический минор книги с её превалирующей осенью, янтарную желтизну и золото которой оттеняет чаще всего нетленный изумруд тональности, настроя души видеть прекрасное. К слову, вино «Готического бокала» очень светлое, лёгкое, пурпур осыпанной листвы только нижний тяжёлый край золотистой мантии воздушной, возвышенной устремлённости, развеваемой ветром, но безотчётно и равно присущей былинкам и солнцам. Происходит сгущение восприятия, поверхности земли и неба, соединённые дождями и водопадами, прошитостью молниями и падающими плодами, струящимися ввысь молитвами и особенно молчаниями, соборами, звуками органа, деревьями, восходящим солнцем, а хоть бы и подъёмным краном, уравновешенные птицами, облаками и нейтральными дисками на фоне неба, как увиденные в подзорную трубу, без подробностей, становятся круглыми срезами высокого бокала-калейдоскопа. И тут приоткрывается сладкий вкус испаряющегося тиканья часов и капельная структура света, о которых автор нигде не говорит напрямую, но чары «Готического бокала» ещё только ждут своего часа.

Ингрид Кирштайн